Ученые реконструировали лицо «Кричащей мумии»
Впервые за 3500 лет можно увидеть истинное лицо древнеегипетской мумии, которая умерла, крича в агонии. Результаты реконструкции, проведенной бразильским экспертом по графике Сисеро Мораесом, были опубликованы в OrtogOnLineMag.
Мумия, известная как "Кричащая женщина" или "Кричащая мумия", была найдена в 1935 году в Дейр-эль-Бахри, Египет , в семейной гробнице королевского архитектора Сенмута.
Что необычно для мумии, ее органы остались внутри нее, поэтому долгое время считалось, что ее рот был оставлен открытым из-за небрежности бальзамировщиков.
Но после недавнего исследования, показавшего, что причиной ее искаженного выражения лица стала мучительная смерть, ученые решили восстановить ее живое лицо.
Мораес, стоявший за реконструкцией, сказал, что конечным результатом стало «приятное лицо», созданное путем объединения нескольких подходов.
«Я использовал технику, которая сочетает в себе элементы традиционных школ реконструкции лица с новыми подходами, основанными на данных компьютерной томографии живых людей», - сказал Мораес. «Эти проекции позволяют нам обнаружить пространственные ограничения таких структур, как ухо, глаза, нос, рот и тому подобное. Кроме того, некоторые структуры также прорисованы в профиль, например, нос и боковая часть лица».
«Данные дополняются методом анатомической деформации, при котором голова виртуального цифрового донора подгоняется под череп, который необходимо аппроксимировать. Как правило, все данные совместимы, с небольшими различиями, поэтому окончательный результат представляет собой интерполяцию всей информации», - добавил он.
Мораес создал различные версии лица.
Один из них — объективный, с закрытыми глазами и в оттенках серого, чтобы избежать суждений о тоне кожи или цвете глаз.
Другая фотография более субъективна: на ней изображена женщина такой, какой она могла бы быть при жизни, в цвете, в парике, в котором она была похоронена.
А на третьем снимке запечатлен ее крик, показывающий, как она могла выглядеть, когда ее впервые похоронили.
Мораес знает, что его выбор тона кожи может оказаться спорным в более поздних изображениях.
«Вопрос цвета кожи древних египтян является источником множества споров, при этом обсуждение перетекает из научных рамок в культурные и политические», - сказал он. «Чтобы избежать этих проблем, я искал подход, основанный на публикациях по этой теме, данных, собранных в ходе исследований местных групп и древнеегипетского искусства».
Сахар Салим из Каирского университета, ведущий автор недавнего исследования Кричащей женщины, считает, что причиной болезненного выражения лица мумии стали трупные спазмы.
«Ее бальзамировали с помощью дорогостоящего импортного бальзамирующего материала», — говорит Салим. «Это, а также хорошо сохранившийся внешний вид мумии, противоречат традиционному мнению о том, что отсутствие возможности удалить внутренние органы свидетельствует о плохой мумификации».
«Кричащее выражение лица мумии в этом исследовании можно интерпретировать как трупные спазмы, подразумевая, что женщина умерла, крича от агонии или боли», - добавляет Салим. «Эта мумифицированная Кричащая Женщина — настоящая «капсула времени» того, как она умерла, раскрывающая некоторые секреты мумификации».
Однако причина ее мучительной смерти затерялась в истории.
Используя инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье, Салим с коллегами обнаружили, что тело было забальзамировано можжевельником и ладаном. Они были дорогими, поскольку первые импортировались из Восточного Средиземноморья, а вторые — из Восточной Африки или Южной Аравии. На мумии также был парик из волокон финиковой пальмы, обработанных кристаллами кварца, магнетита и альбита.
Салим считает, что это, вероятно, делалось для того, чтобы сделать локоны жестче и придать им черный цвет — цвет, который древние египтяне считали символом молодости.
«В записях о раскопках упоминается, что на ней было два кольца с яшмовыми скарабеями, оправленными в золото и серебро соответственно», - объясняет Салим. «Материал, используемый для этих амулетов и украшений, указывает на богатство и социально-экономический статус человека».
На гробу женщины не было указано ее имени, но место ее захоронения рядом с погребальным храмом великой женщины-фараона Хатшепсут дает подсказку.
Она была похоронена рядом с родителями Сенмута, надзирателя за королевскими работами и архитектора храма, который, как полагают, был любовником фараона.
«Вероятно, она была близким родственником Сенмута и разделила место вечного упокоения его родителей», — говорит Салим.
«Я решил внести свой вклад, придав открытию лицо», - сказал Мораес, отметив, что внимательно изучил статью Салим.
Обсудим?
Смотрите также: